Использование антигена – БИВ для выявления скрытых форм бруцеллеза у крупного рогатого скота

Использование антигена – БИВ для выявления скрытых форм бруцеллеза у крупного рогатого скота

17.11.2013

На сегодняшний день основными методами борьбы с бруцеллезом являются своевременное проведение диагностических исследований на бруцеллез крупного рогатого скота и выбраковки положительно реагирующих животных и использование противобруцеллезных вакцин.

Кратко о вакцинах, которые практически все выпускаются на  нашем  биокомбинате.

Сухая живая вакцина в S-форме из штамма №19,В SR –форме из штамма  82, в R-форме из штамма 75/79 и выпускалась инактивированная эмульгированная  вакцина из штамма 17/100 КВ в R-форме. Все эти вакцины обеспечивают защиту в пределах 60-100%. Более иммуногенными считаются живые вакцины. И все вакцины имеют свои недостатки.

Вакцина из шт. № 19 предохраняет животных от абортов и все же главным ее недостатком является ее высокая агглютиногенность. Дело в том, что при исследовании привитого, крупного рогатого скота в установленные сроки, выявлялось значительное количество животных (особенно) коров с положительными реакциями. Причем эта реакция сохранялась в течение длительного времени (5-8) лет, а отличить их в серологических реакциях больного от вакцинированного животного не возможно.

Вакцина в этом отношении наиболее предпочтительная, через три месяца после применения вакцины не должны быть агглютиногенные реакции, но вызывает аборты у нетелей.

Вакцина из шт. 75/79 не абортогенна и не дает титры агглютиногенности, но по иммуногенности она ниже, чем вакцины из штаммов 19 и 82.

Инактивированная эмульгированная  вакцина  из штамма 17/100 КВ из-за очень сильных общих и местных воспалительных реакций, значительно снижающие продуктивность животных, пока требует ее доработки по снижению реактогенности.

При диагностике бруцеллеза также возникают пока вопросы. Хотя на сегодняшний много диагностических препаратов и часто возникают  вопросы почему их столько? Каждый автор приводит доводы, что этот диагностический препарат выявляет больше  реагирующих животных на несколько процентов по сравнению с другими диагностиками.

А диагностировать бруцеллез не всегда удается в 100% случаев. Очень часто у хронических больных животных в крови отсутствуют специфические антитела, на обнаружение которых в основном и построена диагностика. И болезнь никак не проявляется.

Это связано с тем, что возбудитель, персистируя внутри макрофагов, отгорожен мембранами этих клеток от контактов  с иммунной системой хозяина. Лишь периодически, когда случается какое-либо ослабление иммунной резистентности (при стрессах, беременности, переохлаждении, токсикозах и т. д.) происходит некое обострение болезни и антигены бруцелл попадают в кровь. В результате активируются находящиеся в крови клетки памяти - долгоживущие В-лимфоциты. Они быстро дифферинциируются в плазматические клетки, которые начинают продуцировать антитела.

Если взять кровь и исследовать ее в период «всплеска» титров антител можно установить, что животное больное. Если тест проводить в период ремиссии - антител нет, и определить факт болезни невозможно.

Наиболее информативна для выявления бруцеллеза на ранних стадиях или в период обострения это реакция агглютинации. В этот период в большом количестве синтезируются IGM.

В более поздние сроки (при хроническом течении болезни) образуются  иммуноглобулины IgG, IgA, IgE, которые выявляются в РСК.

Кроме того используются аллергический тест, ИФА –наборы, разрабатываются очень чувствительные методы улавливания фрагментов ДНК бруцелл в крови, тканях или секретах (ПЦР). Этот метод перспективен, но нужно еще время чтобы его оценить.

Предлагается принципиально иной подход установления всех больных животных за счет провокации синтеза антител у хронически больных животных. Метод разработал д. б. н. Игнатов Петр Евгеньевич.

Для провокации синтеза антител предлагается использовать антиген БИВ. Антиген производится на нашем биокомбинате из биомассы бруцелл абортус штамма №19 и содержит в своем составе специфические компоненты нуклеопротеидной природы с добавлением сахарозно-желатинового стабилизатора. Это стерильный препарат не вызывающий синтеза противобруцеллезных антител у здоровых животных и индукции реакции гиперчувствительности замедленного типа, не реактогенен  и не абортогенен.

Если обработать всех поголовно животных в иммунизирующей дозе, то здоровые животные приобретут некоторый краткосрочный иммунитет, то у больных животных произойдет провокация латентного бруцеллеза и в крови появятся антитела.

Если в определенное время провести диагностику на наличие бруцеллезных антител обычными антигенами (единый, РБП), то всех больных можно выделить и выбраковать для убоя.

Учитывая, что для развития реакция обострения и образования антител требуется время, первые диагностические тесты целесообразно проводить через 15 дней  после обработки. Еще через 15 дней следует провести повторный тест, чтобы убедиться в отсутствии больных.

Если положительные реакции повторяются, можно через 15-20 дней проводить новые тесты до получения двукратного результата. При осложненных случаях, если через два-три месяца не удается полностью оздоровить стадо - рекомендуется еще раз ввести антиген БИВ, что еще больше иммунизирует здоровых и усилит провоцирующий эффект у больных.

Первые такие эксперименты на КРС проводили в Даниловском районе Волгоградской области (в трех хозяйствах на 2 тыс. голов КРС).

До введения антигена БИВ выявляли при каждом исследовании 1,5- 2,0% от всего поголовья, то через 15 дней после введения БИВ обнаруживалось от 4 до 6%. При повторном исследовании через 15 дней выявили еще 2-3%. При последующих исследованиях количество положительно реагирующих колебалось от 0 до 1%. А через некоторое время во всех хозяйствах получали отрицательные результаты.

То есть, за несколько месяцев при правильной организации работы можно быстро добиться двукратных отрицательных результатов.

Зенов Н. И., доктор ветеринарных наук, советник директора по производству ФКП «Щелковский Биокомбинат»

Обратная связь

Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA